Tuesday, June 9, 2020

Бойся Равновушных 1


Не бойтесь врагов -они могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете. Julius Fučík
Эта цитата из моего детства. Я росла в СССР и нас учили не быть равнодушными. Конечно, в условиях тоталитарного режима, когда никто особенно не выступал сам по себе, мы все вместе единогласно и равнодушно приспосабливались к условиям нашей жизни. В 1972 году я встретила своего будущего мужа, еврея, только благодаря поправке Джексона-Вэника к закону о Торговле выпущеной в США в 1971 году. Точнее ее начали обсуждать в 1971, а приняли в 1974, но это как рассказывал мне Вова.
Вова был выдающийся вундеркинд физик, он кончил школу в 1971 году и должен был укреплять советскую науку проучившись 5 лет в Физтехе. Его тудa приняли, он был в списках вечером, а утром, когда эти списки вывесили, все еврейские имена из этого списка исчезли в том числе и Вовы, победителя всесоюзной олимпмады по физике, студента, который получил 5 на вступительном экзамене и по физике и по математике. Вечером его приняли, а к утру он уже был исключен.
Закон, принятый в США в 1971 году и отмененный только в 2012, требовал чтобы Советский Союз выпускал 100000 евреев в год и тогда американцы будут продавать союзу пшеницу по очень низким ценам. Но евреи были не готовы так уж легко уезжать с насиженного места. Несколько ребят из Вовиного класса, которые всегда мечтали уехать, подали документы и уехали через пару месяцев. Тех кого вычеркнули из списков и не взяли в институты тоже собрались и уехали, они боялись быть забранными в армию. Призыв начинался каждую осень, когда институты были заполнены, а все провалившиеся призывались. Так что американский закон изменил многие жизни. Каждый следующий год после 1971 больше и больше евреев стало выезжать из Союза.
Вове армия не грозила, он собрал свои пятерки и без экзаменов был принят в МИХМ, где мы с ним и встретились весной 1972.
Мы поженились в 1975 после того как решили что мы тоже уедем. В тот период мы считали, что Советский Союз был самым страшным местом на земле и часто говорили, что мы в неволе не размножаемся. В 1978 после того как мы оба отработали 3 года по распределению, мы, наконец, подали наши документы на выезд в Израиль. К этому времени союз легко справлялся в 100000 евреев в год квотой, покупал пшеницу по сниженным ценам и имел достаточный запас отказников продолжать поток еще много лет.
Наши усилия уехать из союза продолжались 6 лет, мы никогда официально не были отказниками. Сначала мы относились к так называемым некомлектным документам, то есть у нас нехватало отказа моих родителей от материальных претензий ко мне в случае моего отъезда. С этим мы справились в 1980, когда я заголодала 26 съезд кпсс, гебшники получили это разрешение в два счета. Но потом кто-то там передумал и нам не давали ответа до 1982 когда мы уже смирились с тем что останемся там жить, но с чистой совестью, в независимой борьбе, за мир и взаимопонимание людей во всем мире. В 1982 мы стали "писниками" и пацифистами.
Вову вызвали в ОВИР в ноябре 1984, когда у нас уже была годовалая Элина и была в видимом проекте Юдитка, нам дали 2 дня на сборы и выслали из страны. Мы въехали в город Нью Йорк на рождество 1984. Мы были в эйфории. А два месяца спустя к власти пришел Горбачев и страшный и преступный СССР развалился.
Я это предчувствовала, но я не доверяла моей интуиции.
Сегодня, почти 36 лет спустя я читаю ту же цитату Юлиуса Фучека, бойся равнодушных. Я думаю о том что я опять предчувсвую падение уже второй огромной страны, в которой прошла большая часть моей сознатальной взрослой жизни. У меня есть опыт, пусть падает, я никуда не поеду. Я даже рада тому что происходит, я не равнодушна к страданиям меньшинств и я опять, как и в молодости, не буду поддерживать большинство. Хотя, я совсем не уверена что нас меньшинство. Правильнее сказать я не буду конформистом и соглашателем с властьимущими.
Продолжение следует.

No comments: